(Minghui.org) Во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) в Жунане (в современной провинции Хэнань) жил чиновник по имени Фэй Чанфан. Как чиновник городского управления, он курировал рынок в Жунане и там часто видел старика, торгующего лекарствами. Он всегда продавал их за одинаковую цену. Эти лекарства полностью излечивали болезнь, для которой предназначались.

Старик объяснял покупателям, как их организм будет реагировать на лекарство, и когда болезнь пройдёт. Как он говорил, так потом и случалось. Поэтому многие люди доверяли лекарю и шли к нему за помощью, а он каждый день зарабатывал много денег. Однако большую часть дохода он отдавал бедным и голодным людям на улице.

Старик всегда вешал перед входом в лавку пустую тыкву-горлянку для вина. После захода солнца, когда рынок пустел, он прыгал в тыкву. Никто на рынке не знал об этом, кроме Фэя, который мог видеть это с верхнего этажа своего дома.

«Этот старик, видимо, обладает сверхъестественными способностями», – подумал Фэй. Поэтому он каждый день убирал территорию вокруг его лавки и оставлял для старика различные угощения. Так прошло много времени, и однажды старик сказал Фэю: «Приходи ко мне после захода солнца, когда никого не будет рядом».

Фэй так и сделал. «Когда увидишь, как я прыгну в тыкву, пожалуйста, сделай так же, следуя за мной», – сказал старик. Конечно, Фэй последовал за ним и прыгнул в тыкву.

Как только Фэй прыгнул внутрь, он увидел множество великолепных зданий и храмов с павильонами. Здесь также были ворота и извилистые дорожки, которые охраняли десятки слуг.

«Раньше я был бессмертным небожителем и служил в небесной канцелярии, – сказал старик Фэю. – Я допустил небрежность в своей работе, и меня временно отправили в человеческий мир. Ты годишься в ученики и поэтому смог увидеть, как я прыгнул в тыкву».

Фэй был просто ошеломлён. Он опустился на колени и поклонился старику. «Я всего лишь смертный человек, глубоко погрязший в кармических долгах. Я очень благодарен за вашу милость и чувствую себя так, как будто переродился – как зелёный побег, проросший из сухого дерева, – сказал Фэй старику. – Моё тело грязное и дурно пахнет, а в голове полно упрямых мыслей. Для такого человека, как я, – это чрезвычайно редкое благословение – быть овеянным добротой и милостью бессмертного божественного существа».

«Я внимательно следил за тобой и считаю, что ты редкий человек и можешь совершенствоваться в Дао, – сказал старик Фэю. – Пожалуйста, никому не рассказывай о произошедшем сегодня».

Однажды старик поднялся наверх, чтобы попрощаться с Фэем. «У меня внизу есть немного вина, и я хочу выпить с тобой». Фэй послал кого-то за вином, но никто не смог поднять сосуд; даже больше десяти человек не могли сдвинуть его с места. Фэй пошёл честно сказать об этом старику. Тот улыбнулся, спустился вниз и с лёгкостью поднял сосуд. Он был небольшим, но они пили из него до рассвета и не допили.

Старик спросил: «Я скоро уйду. Хочешь пойти со мной?»

«Хочу так сильно, что не описать словами, – с нетерпением сказал Фэй, – но как уйти, чтобы моя семья не узнала?»

«Это легко, – ответил старик и достал бамбуковую палку. – Возьми это домой и скажи родным, что болен. Через несколько дней положи эту палку в свою постель, а потом приходи».

Фэй пошёл домой и притворился больным. Через несколько дней он положил бамбуковую палку в свою кровать и встал рядом. Палка превратилась в безжизненное тело Фэя. Его родные решили, что он умер, и, сильно горюя, похоронили его.

Фэй пошёл со стариком, но не знал, куда они направляются. В первый же день старик привёл Фэя туда, где на него напали тигры, а сам тут же исчез. Тигры страшно рычали и словно готовились к прыжку, чтобы разорвать Фэя на части. Но он оставался спокойным и невозмутимым. Позже старик отвёл Фэя в пещеру и ушёл. Под сводом на верёвках висел огромный валун размером в несколько квадратных метров. Несколько змей кусали верёвки и они вот-вот должны были порваться, и тогда валун упал бы на Фэя. Однако он невозмутимо сидел под валуном, его разум был чист и спокоен. Затем старик вернулся и сказал Фэю: «Ты, на самом деле, годишься в ученики!»

Затем старик отвёл Фэя в место, где лежала какая-то грязь, похожая на экскременты, и велел ему съесть это. К этому времени Фэй уже прошёл несколько испытаний: проверка его веры, когда он прыгнул за стариком в тыкву, проверка на честность в истории с сосудом, испытание страхом с тиграми, а также испытание жизнью и смертью с валуном. Однако в этот раз на волю Фэя подействовали его представления, о которых он сам же и сказал: грязное тело с дурным запахом, голова полная упрямых мыслей... Глядя на ползающих личинок и страдая от невыносимого запаха, он не мог выполнить то, что велел старик.

Старик вздохнул и сказал: «И всё же ты не сможешь стать бессмертным. Но здесь на земле ты станешь человеком со сверхъестественными способностями и умениями и проживёшь сотни лет в человеческом мире». Затем, протянув Фэю запечатанный свиток с заклинаниями и чарами, он сказал: «С помощью этих чар ты сможешь изгонять призраков и духов и лечить болезни». С этими словами старик велел Фэю отправляться домой на бамбуковой палке, которая превратилась в зелёного дракона.

Фэй думал, что пробыл со стариком всего несколько дней. Но вернувшись домой, он узнал, что прошло более десяти лет. Родные удивились, увидев его, и не могли поверить, что он жив. Фэй сказал им, что вместо него похоронили бамбуковую палку. Чтобы убедиться в этом, родные раскопали его могилу, открыли гроб и увидели, что Фэй сказал правду.

С тех пор Фэй с помощью чар и заклинаний, данных бессмертным стариком, изгонял демонов и лечил местных жителей. Говорят, что позже он утратил эти дары, и его убили призраки.

Согласно обычным представлениям, если бессмертный старик велит своему избранному ученику съесть какую-то грязь, – это непонятное действие, противоречащее здравому смыслу. Но, если задуматься глубже, то можно понять, что руководящие принципы совершенствования по божественному пути находятся за пределами знаний и теорий обычных людей. Их не могут ограничивать человеческие представления.

В древние времена в большинстве практик совершенствования обучали Фу-юаньшэнь практикующих. Ученикам не рассказывали о высоких принципах совершенствования. Когда даосский мастер находил человека с большой добродетелью и хорошей природной основой, он обычно испытывал его, и об этих проверках человек заранее не знал. Если он проходил все испытания, мастер открывал божественную силу ученика, соответствующую его уровню, и раскрывал ему принципы этого уровня. Не прошедших испытания прекращали обучать.

Фэй, избранный бессмертным старцем в ученики, обладал относительно хорошим уразумением. Например, во многих ситуациях у него не возникали человеческие представления. Он смог прыгнуть в тыкву, уйти из дома и последовать за учителем, не испугаться свирепых тигров и нависшего над ним огромного валуна. Однако во время последнего испытания Фэй не смог уразуметь истину, потому что его сердце было задето чувствами – любовью и ненавистью, чистотой и грязью. В итоге он потерял возможность совершенствоваться и обрести бессмертие.

Неудача Фэя объясняет один из принципов совершенствования, верный и для буддизма, и для даосизма. Он действовал в древние времена, действует и сейчас. Абсолютная вера совершенствующегося в своего учителя и беспрекословное выполнение указаний играют решающую роль в достижении успеха в совершенствовании. Это также высшее проявление способности уразумения.

История взята из книги «Хоу Ханьшу» («История империи Поздняя Хань»), которую написал Фань Е.